КЛАССНЫЙ ЧАС «ВОЙНА ГЛАЗАМИ ЖЕНЩИН»

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с произведениями о женщинах Великой Отечественной войны;
  • воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий войны;
  • показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа бойцов.

Оборудование: книги о войне, стенды с военными фотографиями, интерактивная доска, фотографии Ю. Друниной, О. Берггольц, М.Алигер, С. Алексиевич, Б.Васильева, материалы о жизни писателей, аудиоматериалы, мультимедийный проектор.

                                                                                                 Эпиграф к уроку:

                                                                                          И памятью той, вероятно,

                                                                                          Душа моя будет больна.

Покамест бедой невозвратной

                                                                                           Не станет для мира война.

(Ю. Друнина.)

Памяти павших в Великой Отечественной войне посвящается!

Звучит песня “Священная война” (музыка А.В.Александрова, слова В.И. Лебедева-Кумача).

Слово учителя. Давно отгремели последние залпы войны. Она ушла от нас далеко, осталась только в памяти тех, кто видел ее, испытал ее тяжести. Мы знаем о Великой Отечественной войне только по книгам, по рассказам ветеранов, по пожелтевшим фотографиям. Многое в той войне еще непонятно. Что же там было? Там, на войне. Сегодня очень часто говорится о той страшной беде, многое ставится под сомнение. Но одно остается без сомнения – это победа советских солдат над фашизмом. Самая страшная по своей жестокости Великая Отечественная война не обошла стороной никого: ни мужчин, ни женщин, ни детей, ни стариков. Сегодня, ребята, мы с вами на уроке будем говорить о воинах– женщинах.

Ученик читает стихотворение М.Исаковского “Русской женщине”

…Да разве ж об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

Учитель. Тема Великой Отечественной войны не уходила с годами из русской советской литературы. Одной из самых малоисследованных в современной литературе является тема женщины и войны.. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом мужским. Женщинам предназначалось иное: беречь домашний очаг, поднимать детей, а еще – ждать мужчин, уходивших на войну. Женское начало выступало, отождествлялось с самой жизнью, ее простым повседневным течением, миром обычных житейских дел и забот. Образ женщины несет с собой тепло и уют, нежность и покой а, главное, он несет с собой любовь, без которой немыслимо для человека счастье. Именно за любовь и счастье должны сражаться настоящие мужчины, и именно необходимость защиты дома, женщин и детей способна хотя бы отчасти оправдать войну.

На интерактивной доске проецируется стих (читает вслух подготовленный ученик).

Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
(С. Орлов.)

Учитель. О войне написано тысячи книг, сложены песни, сняты фильмы. В особом ряду стоят сегодня художественная и документальная проза и поэзия о женщинах – воинах. Это “У войны не женское лицо” С.Алексиевич, “Живи и помни” В.Распутина, “А зори здесь тихие”, “Завтра была война” Б.Васильева, “С тех вершин” Ю. Друниной, “Карьер” В.Быкова , “Золотая цепочка” Л.Агакова , стихи О. Берггольц, Ю. Друниной, М. Исаковского, Р. Гамзатова и др. Героини этих произведений страдают, принимают чужую боль на себя, совершают подвиги, ошибаются, плачут, кричат. Они выступают против насилия, душевного разврата.

На интерактивной доске проецируется отрывок из стихотворения Ю.Друниной.

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву и сотни раз во сне,
Кто говорит что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне

Учитель. Ребята, начнем нашу с вами беседу с произведения В. Быкова “Карьер”. Оно не совсем о женщинах, но в нём есть пронзительные эпизоды, которые связаны с жизнью молодой девушки на войне. Автор здесь решает одну частную задачу. Его герой Агеев хочет разыскать останки женщины, которая была расстреляна на краю карьера. Она ушла с мешком взрывчатки в тыл врага и не вернулась. Агеев считает, что в смерти девушки повинен он, пославший ее на смерть. Прошли десятки лет, но Агеев не может простить себя.

– Ребята, как вы думаете, кто повинен в смерти молодой девушки?

Примерные ответы.

  1. Виновата война. Она не выбирала, кто перед ней: женщина, мужчина, подросток.
  2. Виноват Агеев. Жертвуя этой женщиной, которую он полюбил, Агеев смыл с себя подозрение в том, что он бездействует, что он не хочет принимать участие в подпольной борьбе. Но, смыв это подозрение, он взял на свою душу грех.

Слово учителя. Представить женщину с мешком взрывчатки, идущую по карьеру, очень трудно. Как вы думаете, должна ли участвовать женщина в войне? Женское ли это дело?(Следуют ответы). Об этом рассуждает и писатель Светлана Алексиевич. Ее произведение носит название “У войны не женское лицо”. Почему автор называет свое произведение так, как вы ее понимаете? (Примерные ответы. Испокон веков женщина считалась хранительницей очага. Женщина – это тепло, нежность. Она мать. А война – это страдание, горе, слезы, смерть близких, уничтоженные города и села, поэтому такие понятия, как женщина и война, несовместимы.)

На интерактивной доске проецируется: “А зори здесь тихие– тихие, только сегодня разглядел”. (От автора.)

Ученица. Живой болью отзывается в сердцах подвиг героинь повести Б.Васильева “А зори здесь тихие”. На первый взгляд кажется, что девчонки из батальона Васкова вышли на прогулку. Некоторые на руках никогда, наверное, и не держали оружия. Героини повести все погибают.

На интерактивной доске проецируется отрывок из стихотворения Ю. Друниной:

Нет, это не заслуга, а удача –
стать девушке солдатом на войне,
когда б сложилась жизнь моя иначе,
как в день победы было б стыдно мне!.

Учитель. Ребята, кто виноват в смерти молодых девчат? Да вообще нужно ли искать виновного? В годы войны добровольно уходили на фронт не только мужчины, но и женщины. На защиту отечества поднялся и стар и млад. Поэтому винить кого-то в том, что женщины стали участниками кровопролитной войны не всегда уместно.

Героини этой повести жизнерадостные, красивые, многие из которых только начали понимать, что такое любовь, ненависть, разлука.  А войну они представляли совсем по-другому. Многим из них казалось, что на войне совершаются одни подвиги.

(Демонстрируется фрагмент из к/ф “А зори здесь тихие”.)

Хотя присутствие женщин на войне противоречило самой сущности женщины – матери, женщины – жены, женщины – дочери, сестры, но всё же женщины воевали там не хуже мужчин, вносили в суровый военный быт свою лепту, вдыхали жизнь.

(На интерактивной доске проецируется отрывок из произведения А. Твардовского.)

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль – забыть!..

Учитель. Совершенно другая сторона войны открывается, ребята, в произведении В.Распутина “Живи и помни”. Героиня повести, Настена – жена дезертира, по-своему решает судьбу свою и судьбу еще не появившегося на свет ребенка. Не выдержав позора, она лишила себя и ребенка жизни.

Вопросы для беседы.

  1. Как вы думаете, ребята, правильно ли поступила Настена, выбрав смерть?
  2. Был ли у неё другой выбор?
  3. Кого вы вините в ее гибели?

(Ответы разные, но в каждом из них прямо или косвенно обвиняется война.)

Учитель. Было суровое время войны, ребята, поэтому на некоторые вопросы нельзя ответить категорично и судить людей слишком строго тоже невозможно. Но одно несомненно: В.Распутин поднимает в своей повести нравственную проблему– каждый из нас должен чувствовать ответственность перед близкими, уметь отвечать за свои поступки.

Учитель делает вывод по первой части урока. Ребята, хотя мы говорим, что “у войны не женское лицо”, все же женщины на войне в страшных и изнурительных боях воевали наравне с мужчинами. Многие погибли. Книги, кинофильмы о войне, военные фотографии, памятники, братские могилы, ордена и медали – все перечисленное является свидетельством памяти. А всякое свидетельство памяти для нас бесценно.

Вторая часть урока. Документальная хроника.

Учитель. Речь идёт на данном этапе урока о живых свидетелях великой войны. Это женщины, служившие в Красной Армии во время Великой Отечественной войны – военные корреспонденты, связистки, санитарки, зенитчицы, снайперы, медики и многие другие. За годы войны более 150 тысяч женщин за героизм и мужество, проявленные в боях, награждено боевыми орденами и медалями, из них 86 стали Героями Советского Союза, 4 – полными кавалерами ордена Славы. Большинство награждено посмертно (Минута молчания).

         Свидетель войны Ю. Друнина. Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена.

Читает ученица страницы автобиографии из “С тех вершин”… “Когда началась война, я ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдёт без моего участия…” А через три года войны простая санитарка Ю. Друнина напишет:

Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву и сотни раз – во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ученица читает отрывок из стихотворения Ю. Друниной “Зинка”.
Оно посвящено памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

Свидетель войны О. Берггольц. Родилась Ольга Фёдоровна 3 (16) мая, 1910 г в Петербурге. В годы ВОВ, находясь в осажденном Ленинграде, создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам города: полный скорбной силы “Февральский дневник” (1942), гневную и суровую “Ленинградскую поэму”.

Ученики читают стихи О. Берггольц.

Ученик читает слова из хроники Светланы Алексиевич “ У войны не женское лицо”: “Четыре года я иду обожжёнными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин, участвовавших в самой тяжкой из войн, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц.

Женская память захватывает тот материк чувств, который обычно ускользает от внимания. То, что женщина запомнила, вынесла из смертного ада, сегодня стало уникальным духовным опытом, опытом беспредельных возможностей”.

Ученик. “Женщины войны… Они пришли на войну совсем ещё девочками, а возвращались с неё женщинами, познавшими тяжёлую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам. Настойчиво пробиваясь сквозь ужас и ненависть, страдания и боль, образ женщины давал солдатам надежду на жизнь”:

Когда, упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву, –
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра, –
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!
(И. Уткин “Сестра”. 1942)

Ученица. Антонина Кондрашова, партизанка из повести “У войны не женское лицо” вспоминает: “Перед самым отходом немцы расстреляли мою мать… Ночами иногда думаю, что мать погибла из-за меня… Нет, не из-за меня… если бы я, боясь за своих близких, не пошла бороться, если бы другой сделал то же самое. И третий, четвёртый… не было бы того, что есть сейчас.

Ученик. Санинструктор Надежда Анисимова, героиня из повести “У войны не женское лицо”, вспоминает: “ В 19 лет у меня была медаль “За отвагу”. И в 19 лет я поседела. В последнем бою была ранена, парализовало ноги. Когда я домой вернулась, мама показала похоронку на меня”.

Ученица. Г. Крохина, следующая из героинь повести “У войны не женское лицо”, вспоминает: “Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Я чувствовала себя очень уставшей, намного старше своих сверстников, даже старой. Подружки танцуют, веселятся, а я не могу, я смотрела на жизнь уже другими глазами. Внешне это не было видно, за мной молодые ребята ухаживали, а душа моя была уставшая. Мужчины не все выдерживали, что я видела.

Учитель делает выводы по второй части урока. Да, “женское начало проходило испытание на прочность войной”. Но оно не могло исчезнуть окончательно, как не может исчезнуть сама жизнь:

Прошли через заслоны огневые,
Мы вырвались из этой длинной тьмы,
Ты говорила: “Каменные мы”.
Нет, мы сильнее камня,
Мы – живые!
(М. Алигер “Весна в Ленинграде”. 1942)

Минута молчания.

Учитель делает выводы. Ребята, собранные вместе рассказы женщин, литературные произведения, фильмы, фотографии рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо, они обвиняют фашизм вчерашний, сегодняшний и будущий. Действительно, об актуальности этой темы можно и нужно говорить и сейчас, потому что войны и сегодня вспыхивают в разных местах земли.

Ученик.

И та, что сегодня прощается с милым,
– Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
(А. Ахматова.)