Новые возможности для творчества в образовательном процессе

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Новые возможности для творчества в образовательном процессе.

Образовательный стандарт в новом понимании – это «общественный договор», соглашение общества, семьи и государства. Общество желает получить социально приспособленного человека, государство – законопослушного гражданина, родители хотят, чтобы их ребёнок был успешным в жизни.

Новый образовательный стандарт даёт широкие возможности для творчества в учебно-воспитательном процессе. Профессия учителя, на мой взгляд, – это самая творческая профессия. Быть учителем — сложнейшая задача, ведь один человек должен объединять в себе психолога, научного работника, оратора, актера, организатора. Ответственность невероятная: ошибка учителя может привести к непредвиденным последствиям.

Как говорил В.Г. Белинский: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

В современном обществе в период модернизации, инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность нестандартно  мыслить. Выполнить требования ФГОС и не быть при этом творческим, невозможно. Всегда необходимо помнить о тех конечных результатах, к которым мы идем, воспитывая Человека, о требованиях, предъявляемых на современном этапе.

Творчество для учителя в наше время  — это интересные, разнообразные уроки, которые побуждают ученика мыслить, решать проблемные ситуации, самостоятельно проводить анализ и в конечном итоге — стремиться узнать новое. Повсеместная компьютеризация, увеличение информационного потока, применение новых технологий — это реалии сегодняшнего дня. Расширено поле общения. Мы можем общаться не только внутри своего коллектива, но и с  педагогическим сообществом посредством сети. Такое общение позволяет осуществлять более основательную подготовку, а иногда и использовать «чужие идеи», но это ведь не возбраняется — главное применить эту идею на  практике.

Сотворчество ученика и учителя. Этому тоже надо учиться. Так как само по себе творчество учителя без воздействия на учеников не имеет смысла.

Главная цель ученика на современном уроке – это его личностное развитие, ученье  анализировать, рефлексировать, обобщать личный опыт. На уроке  всегда должен присутствовать дух творчества, поиска, высокая научность, рационально использоваться методы и приемы обучения.

Для разнообразия форм работы, деятельности учащихся, активизации внимания, повышение творческих потенциалов личности я использую на своих а уроках мультимедийные средства обучения, которые позволяют:

  • повысить информативность обучения;
  • стимулировать мотивацию обучения;
  • повысить наглядность обучения за счет структурной избыточности;
  • осуществить повтор наиболее сложных моментов урока;
  • реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных формах: визуальной и слуховой;
  • организовать внимание учащихся в фазе его биологического снижения (25—30 минут после начала урока и последние минуты урока) за счет художественно-эстетического выполнения электронного ресурса или за счет разумно примененной анимации и звукового эффекта;
  • осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего урока;
  • создать преподавателю комфортные условия работы на уроке.

Демонстративный подход использования мультимедийных средств я использую  на этапах сообщения нового материала.  Интерактивные моменты использую  при обсуждении материала, контроле полученных знаний, самостоятельной работе.

Компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. И, наверное, это хорошо. Так как информационно-образовательная среда позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, соревнования, конкурсы и т. д.), создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть информационно-образовательной средой.

Таким образом, в результате использования  электронно-образовательных ресурсов, медиасредств, школьники приобретают способность мыслить глобально, формируются критическое и системное мышление, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельно решать образовательные и творческие задачи, с другой.

Учитель может и должен развивать личностные качества учеников в нужных для общества направлениях. Направлять их жизненную  энергию  по нужной траектории, которая приведет к развитию личности и профессиональной компетентности. Вооружить инструментами, которые   помогли бы  ученику найти свое  место в этом сложном мире и  ответственно относиться к тому, что делаешь. Помочь осознать ученику, чем он профессиональнее, компетентнее и грамотнее, тем и общество, в котором он находится, будет прогрессивнее. Значит, уровень развития общества и учителя  находятся в прямой пропорциональной зависимости. Со стороны государства к личности учителя предъявляются высокие требования: активно применять в своей работе новые информационные технологии и ресурсы; быть активным    профессионалом, который может поделиться своим опытом и помочь своим коллегам  найти пути развития в педагогическом творчестве; повышать свою профессиональную компетентность,  без которой невозможно работать с современными детьми и в  современной школе;  быть нравственным примером для окружающих. Нравственность учителя, моральные нормы, которые являются главными в его  деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.  Никакое воспитание  не будет эффективным, если учитель не будет примером для детей. Не только примером, но и настоящим другом. Какое счастье, если к тебе приходят твои ученики за советом не только по учёбе,  но и, будучи выпускниками школы, продолжают поддерживать связь. Значит,  ты стал частью их жизни, ты им нужен.  Как стать таким, что сделать, чтобы тебе доверяли твои ученики? Главное, надо быть искренним и не бояться признавать свои ошибки, вместе с ребятами искать ответы на вопросы, которые ставит перед ними жизнь, уметь слушать и слышать, всячески помогать ученикам обрести веру в свои силы. Учитель в некоторой степени должен жить  жизнью своих учащихся. Радоваться и переживать вместе с ними. Тепло учительской души должно дойти до самых скрытных, застенчивых, неуверенных в себя.